ŠKODA возвращается в мировое ралли
После Второй мировой войны участие ŠKODA в международных гонках затруднялось многими обстоятельствами – и финансовыми, и политическими. Впрочем, и в автоспорте все было непросто. Ралли Монте-Карло не проводилось в течение десяти лет. Последнее довоенное Ралли состоялось в 1939 году, первое послевоенное – в 1949-м году, и в нем принял участие частный чешский экипаж на автомобиле ŠKODA 1101 TUDOR. Он финишировал 83-м среди 166 участников. Заводская команда вернулась в княжество Монако в январе 1956 года, когда политическая обстановка в социалистическом блоке стала более спокойной. На маршрут длиной 4 000 км выдвинулось 10 автомобилей ŠKODA 440 (SPARTAK). На чехословацких машинах выступили три заводских экипажа из Млада-Болеслава, три норвежских, три финских и одна швейцарская команда. Три экипажа на автомобилях ŠKODA попали в топ-20 абсолютного зачета.
Упомянутая выше модель ŠKODA 440, также известная под полуофициальным именем SPARTAK, после довольного серьезного обновления – например, вместо поперечной рессоры в передней подвеске появились витые пружины, как на современных машинах – стала называться OCTAVIA, что значит в переводе с латыни «восьмая».
OCTAVIA была «дважды восьмой» по счету: с одной стороны, восьмая послевоенная модель, с другой – восьмая модель с независимой передней и задней подвесками, которые обеспечивала хребтовая (трубчатая) рама, представленная в первой половине 1930-х годов.
Первые в истории автомобили с названием OCTAVIA – это были двухдверные седаны – сошли с конвейера главного завода ŠKODA в городе Млада-Болеслав в январе 1959 года. Машины оснащались проверенным четырехцилиндровым мотором объемом 1 089 см3 мощностью 40 л.с. Крутящий момент через 4-ступенчатую коробку передач с управлением на рулевой колонке уходил на ведущие задние колеса.
А в марте 1960 года на знаменитом Женевском автосалоне ŠKODA представила спортивную версию модели – ŠKODA OCTAVIA TOURING SPORT (TS). Автомобиль имел двигатель того же объема, 1,1 л, но питал его не один карбюратор, как в простой OCTAVIA, а сразу два – использовались модели с падающим потоком Jikov 32 SOPb. Этого чехословацкого производителя карбюраторов в Советском Союзе знали с лучшей стороны владельцы мотоциклов Jawa.
Помимо «усиленной» системы питания спортивная OCTAVIA получила новый впускной трубопровод и поршни иной формы, благодаря которым степень сжатия увеличилась до 8,4 (стандартный показатель – 7,0-7,5). Мощность спортивного мотора версии TS выросла до 50 л.с., которые достигались при 5 500 об/мин (исходный мотор выдавал 40 л.с при 4 200 об/мин).
По представлению марки ŠKODA модель OCTAVIA TOURING SPORT была омологирована Международной автомобильной федерацией (FIA) в категории немодифицированных дорожных автомобилей, что открыло версии TS дорогу в мировое ралли.
Главным достижением OCTAVIA TOURING SPORT стали три победы подряд (хет-трик) в своем классе в Ралли Монте-Карло 1961, 1962 и 1963 годов. Правда, они достались еще более продвинутой версии OCTAVIA – модификации 1200 TS, которую, как следует из индекса, отличал двигатель увеличенного рабочего объема. Его добились, увеличив показатель диаметра цилиндра с 68 до 72 мм.